16:14 

Семинар ФАФ в Красноярске 30-31.03.2013 - отчёт и фото

Гэлнэрэн
Кто любовь потерял, превращается в лёд...
Отсюда: gelneren.livejournal.com/280953.html

20.03.13
Федерация Артистического Фехтования (ФАФ) и студия артистического фехтования «Грифон» 30-31 марта проведут в г. Красноярске выездной двухдневный семинар по технике фехтования. Будут рассмотрены вопросы техники фехтования как на "легком" оружии, так и на "тяжелом". В семинаре могут принять участие только члены Федерации арт-фехтования.

(c) сайт ФАФ

Ниже - мои впечатления от семинара. С фотографиями.

О подготовке

Стало известно, что федерация проводит у нас семинар. У нас! Ёпрст, беспрецедентный случай! В Москве семинары по технике и судейству проходят периодически, причём за денежку (членам ФАФ за полцены) - но время и собственно поездка... А тут вдруг прямо у нас, да ещё и бесплатно. Наверное, после того, как Сергей с Антоном взяли золото на чемпионате мира в Эшториле, руководство задумалось, что регионы тоже могут и умеют, и что надо бы к ним присмотреться повнимательнее. На ЧР и конференции в Коломне не больно-то присмотришься, на самом деле, общаться нужно больше и работать, что в нервных условиях, когда надо прогнать репетицию и выступить, и думаешь только об этом, мало достижимо. Ну вот. Мы обрадовались и стали ждать вестей. Ждать пришлось долго, но таки стало известно, что семинар только для членов ФАФ. У нас в "Кроме" таковых было четверо, причём двое сейчас живут в Крыму (in the army now). Альгерд вспомнил, что уже заполнял заявления, но так и не подал. С тех пор в федерации сменился президент, у Аля сменился паспорт, пришлось распечатывать и заполнять новые экземпляры. говорит, Зыков шипел и плевался при расшифровке почерка. Аль у нас айтишник, специализируется на защите информации, это у него профессиональное. :) Итого нас стало трое.
Теперь поговорим о содержании. Семинар должен был быть по тяжёлому и лёгкому оружию. Это всё, что было известно. Если с тяжёлым оружием в Красноярске сравнительно нормально, то с лёгким беда - как-то не прорастает оно в нашем климате. Две спортшколы вроде работают, но они бесконечно далеки от арт-феха. А, да, ещё академия музыки и театра, ребята оттуда даже ставят показательные выступления, по 1 шт на один "Стальной рассвет". Всё. Ролевичьи шпаги по своим массовым и динамическим характеристикам близко не стоят, поэтому их даже не рассматриваем. Так что заказал я себе две спортивки. Пришли с запасом времени, всё в порядке. Ещё одолжил у приятеля старую-престарую шпагу без гарды, в весьма поганом состоянии. Вроде бы к обеим частям семинара снаряжение было готово. Но что конкретно там будет? Неизвестно. Если по тяжеляку таки прислали программу и попросили выбрать интересующие пункты, чтобы на основе общественного мнения прийти к общему знаменателю, то по лёгкому никто ничего не знал.

День первый

Фехтовальщики накапливались, накапливались. Приехали и из Иркутска, и М. Калашников из Новосибирска. Появились даже те, кто по моим сведениям в ФАФ не состоял. В том числе наши Саша с Настей. Нелегалов отправили заполнять заявления. Интересно, на сколько процентов в итоге изменится состав краевого РО?
Начали с приветственного слова президента.
Фото Дена Бутина
Президент Федерации артистического фехтования - Сизов Евгений Александрович
Президент произвёл впечатление. Ярче всего, конечно, запомнилось, как он такой в костюме и при галстуке учит работать мечом или бьёт ногой на уровень лица. Тот ещё кадр :)
Потом слово взял Александр Егоров. Настоящий, живой.
Фото Дена Бутина
Вице-президент ФАФ, Руководитель Центра русской воинской культуры "Святогор" (г.Коломна), заместитель директора и старший тренер-преподаватель муниципального учреждения "Военно-исторический спортивно-культурный комплекс "Коломенский кремль", руководитель Московского областного регионального отделения ФАФ - Егоров Александр Анатольевич
Он рассказал, что есть артистическое фехтование и в чём отличия от сценического, трюкового и т.п. А также о развитии фехтования вообще и о разных принципах работы - "с инерцией" и "против инерции". Лично мне это было процентов на 90 знакомо. И из общения с коллегами, и из материалов ещё первой конференции в Коломне, и на самом деле отовсюду.
Потом мы взяли мечи и немного поработали на использование инерции. Упражнения элементарные, но, если честно, чтобы тело само выработало навык, этими вещами нужно заниматься гораздо дольше. И, пожалуй, именно реквизитом из Коломны. У них мечи... Массивные. Мягко говоря. Но своего оружия они привезли всего ничего (ещё бы, попробуй дотащи всю эту радость, что на своих плечах, что на самолёте), так что большинство работало сравнительно лёгким оружием "Грифона". А там инерция местами оказывается более чем преодолима, и если такое движение проще, то правильное для действительно тяжёлого предмета так и не поставится.
Фото Дена Бутина
Мечи САФ "Грифон".
Потом пришло время по-настоящему лёгкого оружия. Новым тренером оказалась Елена Тихомирова.
Фото Дена Бутина
Мастер спорта СССР по фехтованию, чемпион СССР по фехтованию на рапирах, кандидат педагогических наук, доцент, тренер команды РГУФК- РАМТ (ныне команда артистического фехтования "Фехтомания" является двукратным чемпионом мира по Артистическому фехтованию (2008 год, Сан-Марино), абсолютным чемпионом Европы (2009 год, Берлин), призерами чемпионата России 2008) - Тихомирова Елена Александровна
Для начала она провела разминку. Типичную спортивно-фехтовальную разминку в урезанном варианте. Чуть ли не один-в-один с нашей. Потом стали разбираться со стойкой, шагами и выпадом. В этом тренеру помогал ассистент.
Фото Дена Бутина
Кандидат в мастера спорта по фехтованию, многократный призер и победитель первенств г.Москвы, всероссийских соревнований по фехтованию на рапирах, финалист первенства России среди подростков, член сборной команды г.Москвы по фехтованию для участия в VI летней Спартакиаде школьников России - Полканов Николай Дмитриевич
Т.к. у нас в Красноярске практически все присутствовавшие работали только с тяжеляком, длинномером или сабером, возникали проблемы. Многих приходилось поправлять, меня в том числе. Работающие в основном лёгким оружием гости из Иркутска и Новосибирска чувствовали себя заметно увереннее.
Фото Дена Бутина
Но постепенно все худо-бедно смогли принять необходимое положение.
Фото Дена Бутина
И даже что-то в нём предпринять.
Фото Дена Бутина

Фото Дена Бутина
После чего участникам разрешили взять в руки оружие. Тренеры облачились в защиту и стали учить нас уколам. На живой мишени.
Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина
Так как мишеней было мало, принесли в зал ваньку-встаньку, обрядили в набивняк и принялись охаживать уже его. Зато со всех сторон.
Фото Дена Бутина
Кстати, мы не только о технике говорили. Затрагивались и вопросы сценической выразительности.
После чего была ещё небольшая порция теории.
Фото Дена Бутина
И обеденный перерыв.
После обеда стали работать в парах. Тут опять пришлось учитывать региональную специфику: фехтовальных масок было всего шесть. И те на треть иркутские и на треть московские.
Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина
На среднем фото в синей футболке я собственной персоной. Вообще же не удивляйтесь, что на моих фотографиях много кромешников - должен же я увековечить свой клуб? Ребятами я доволен: они задавали тренерам вопросы, что-то решали.
Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина
Эх, а ведь на фотографиях я давил красный канал...

Вечер

Вечером состоялась неформальная встреча. За столом. Правда, ещё до того, как она состоялась, мы столкнулись с одним обстоятельством.

Особенно в субботу. Так что Сергей отправился в рейд и разведал, что в Peoples есть места. Много. Но пока мы туда пришли (от гостиницы "Турист" до собственно Предмостной), половина пустых мест оказалась уже занята, а другая половина - заказана. Нам всё же сдвинули три столика, чтобы дюжина фехтовальщиков смогла там разместиться. Мы ели, пили, вспоминали минувшие дни и прикидывали перспективы на будущее. В общем, это всё довольно специфично, чтобы писать здесь.
Из доступного - на сайте федерации запущен форум, где можно и нужно общаться. Правда, ссылки я что-то не вижу, на сайте ФФР тоже. На сайте Коломенского кремля форум есть, но он больше про Коломну. Хотя если кому надо что-то выяснить о "Романтике средневековья" или пообщаться с Егоровым, можно писать туда. Не можно, это устаревший сайт другой организации. Форум ФАФ запущен, пользуйтесь им!
Ещё говорилось, что можно было бы начать проводить фехтовальный лагерь или конвент где-нибудь между Москвой и Сибирью (под Екатеринбургом?) этак на недельку-две. И что это стоило бы обсудить в сети.

День второй

Второй день семинара начался с разочарования. Я честно встал по будильнику, разогрел еду, позавтракал - и тут проснувшаяся мама обрадовала меня тем, что сейчас на час раньше, чем я думал. Мой старый добрый Siemens благополучно перешёл на летнее время. Ну что, я лёг досыпать недосып. А кто-то таки приехал на час раньше... Я приехал вовремя, но это всё равно оказалось слишком рано. Понятно: воскресенье, хочется поспать, усталое тело протестует желанию ехать куда-то и уставать ещё больше...
Люди тянулись, тянулись. Кто-то заболел, кто-то забатонился. Зал был больше вчерашнего, а народу меньше.
Начали с тяжеляка. Егоров и Макаров демонстрировали работу очень инерционным оружием.
Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина
Пятикратный чемпион России, бронзовый призер чемпионата Мира в Сан-Марино 2008, призер открытого чемпионата Германии 2009, серебрянный призер чемпионата Мира в Португалии 2012, заместитель директора по учебно-спортивной работе организации МБУ ВСКК "Коломенский Кремль" - Макаров Олег Юрьевич
Мечи гостей не переставали вызывать восхищение. Как и сами гости, легко (визуально) работающие ими. Но вообще даже такие тяжёлые штуки вполне фиксируются. Когда поймёшь, как для этого свернуть и корпус, и плечевой пояс, и ноги. Замечу, что фиксация для такого типа движения - настоящий форсмажор.
Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина
Так и действовали: покажут-расскажут, после чего идёт отработка, а тренеры поправляют.
Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина
Без развития тактической мысли, конечно, не обошлось. И это нормально. О тактике говорили часто.
Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина
После интенсивной (или даже не очень интенсивной в случае оружия Коломенского кремля) работы оружем вспоминался отрывок какого-то индийского фильма.



Махать, махать, махать, махать! Устал махать? Опять махать!
Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и начинается другое хорошее. Казалось бы, оружие в разы легче - но работа ног принципиально другая! И это сильно грузит мозг и тело.
Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина Фото Дена Бутина
Плюс у меня ещё фиг пойми откуда вылазят сабельные защиты, от рубящего удара. На рапире-то!
После общих дорожек на длину шага, на дистанцию и т.д. перешли к поединкам. На три укола.
Фото Дена Бутина
Фехтовали поначалу с Колей, а Елена останавливала бой и комментировала, что только что произошло. Но по уровню сравниться с ним могли только новосибирец и иркутяне - итого трое.
Фото Дена Бутина
Остальным там ловить было нечего. Даже не в плане победы, а в плане понять, что вообще творится. Без специфических рефлексов и хоть сколько-нибудь поставленной и отточенной техники всё это курам на смех.
Тут Елена достала пластиковые рапиры. Красную и синюю. Саберфайтеры оживились. А когда выяснилось, что эти рапиры ещё и пищат!..
Фото Дена Бутина
В общем, одна пара работала на пищалках под её присмотром, вторая пара - желающий фехтовал с Колей.
Как возможность прикоснуться к миру рапирного фехтования, попробовать ощутить динамику (не зная, как это на самом деле, хорошо сыграть на сцене маловероятно), это было хорошо. И даже весело. Вон, даже кромешники, которым подавай если не сабер, то полторашник, и те прониклись. В практическом же плане меня терзают смутные сомненья. Но я не знаю, какую задачу ставила тренер.
Финальное общее фото сделал Олег Макаров.


Выводы

А что, нужно какие-то выводы? Ну ладно.
Всё познаётся в сравнении. Допустим, есть реально лёгкое оружие - им работают так, как принято работать лёгким. Есть реально тяжёлое оружием - им работают так, как принято работать тяжёлым (по-другому просто не получится). И есть множество промежуточных градаций. Допустим, сравнительно лёгкие мечи - пускай они считаются тяжёлыми, ими очень даже получается работать, преодолевая инерцию. Если такое показать, в контексте суровой работы массивными предметами это будет выглядеть странно и заслужит судейский ай-ай-ай. Однако в своей весовой категории такая работа закономерна и обоснована. Вопрос: как судить? Или игровые шпаги - якобы лёгкие, на самом деле нет. Ясно, что полноценно имитировать с их помощью работу действительно лёгким оружием, спортивную, не получится. Важно это понимать и не пытаться мешать в одну кучу. Для себя поставил пометку (собственно, она существовала давно, а сейчас только углубилась) - в саберфайтинге иногда учить на тяжёлых предметах для постановки работы корпуса и ног, а также защит.
Есть цель ведения боя, условия защиты мишени и т.п., есть характеристики оружия. Есть общий принцип применения оружия с заданными характеристиками. Хорошо. По Егорову, придерживаясь этого принципа, боец сам строит оптимальную форму движения. Гм. Так-то да, тело рано или поздно выработает для себя оптимальные приёмы. Это известно. Проблема в том, даже "рано" - это очень большой срок и большой объём работы. Пока результат будет достигнут, воин или погибнет (конец флэшбека), или разочаруется в состоятельности своей "школы", а то и фехтования в целом. Но даже если успех будет достигнут, о понимании этих принципов речи нет. Потому что они целиком и полностью моторные. Твоя тушка что-то может, действует сама, на рефлексах, но сам ты ещё ничего не понимаешь, не оперируешь причинно-следственными связями, и, разумеется, не можешь их объяснить ученику. Даже двигаться научить не можешь кроме как методом "делай как я". Самое смешное в том, что как только ты начинаешь разбираться в том, как и почему действует система "человек-оружие", ты фиксируешь, кодифицируешь способы работы. Конкретным приёмам, уже оптимизированным движениям, построенным на тех самых принципах, уже можно учить. Тут и образуется школа. Так что, как ни крути, никуда от неё не деться. Особенно в арт-фехтовании.
И в саберфайтинге. Потому что там сравнительно лёгкое оружие используется по методу тяжёлого (не всегда, но в основном). Изобретательность отдельных индивидов, желающих выпендриться и показать фишку (она возможна, т.к. оружие лёгкое), приводит к тому, что над саберфайтингом начинают ржать. Почему? Потому что эта фишка в лучшем случае бесполезна, в худшем опасна для самого исполнителя. А на сцене этой самой фишкой запросто останавливают удар, который по всем признакам выполняется по правилам механики, от души, с вложением... С рукопашкой та же ерунда. Не умеешь бить, не знаешь, не чувствуешь, не понимаешь, как и когда применять - не используй! Ага, щас. Все же умные и умелые, и слишком гордые, чтобы заниматься теорией и тем более слушать чужие рассуждения. У них будет свой саберфайтинг и своя рукопашка. С блекджеком и шлюхами. Я из Задрючинска, сделал сабер и занимаюсь целых два месяца по разу в неделю, посмотрите мой новый фильм. Нет, раньше ничем не занимался. Кто сказал "отстой"? Сами вы отстой!
Как заметил президент, в артфехе способ "всё решается на татами" не работает, что изрядно осложняет дело. Не так давно я уже где-то об этом писал. Возможно, в скайпе. Или говорил. Возможно, в "Кроме".
Егоров оперирует понятием боевых действий в фехтовании. Возможно, в книге по саберфайтингу это и выглядело странно (хотя для меня, редактора, отнюдь), однако прецедент имеется. Подарил ему эту самую книжку, кстати.
Про рапиру или, относительно артфеха, колюще-рубящую шпагу, можно сказать лишь одно: без техники это будет полнейшая дичь. В спортшколы нам уже идти бесполезно, великовозрастные фехтовальщики не представляют интереса для спорта высоких достижений. А больше взять технику негде. Хватать по капле оттуда и отсюда можно, но это долго, непродуктивно и чревато нарастающей лавиной ошибок. Но всё же хотелось бы, да.
Интересно было послушать про нюансы в праве атаки, когда можно атаковать на подготовку и всё такое. И вообще про тактику. В дальнейшей работе тактике стоит уделять особое внимание.
Хочется поблагодарить тренеров и оргнизаторов за проделанную работу. Хочется продолжения.

Фотографии Дена Бутина в количестве 76 штук - здесь: gallery.ru/watch?a=1Qg-j33n

@темы: Интересное, События, Увлечения, Фото, Я

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Письмена на камнях.

главная